Рабочая программа по футболу для базового уровня подготовки 6 г.об. на 2021-2022 уч.год_compressed

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ПО ФУТБОЛУ «ОЛИМП»

^Утверждаю:
)ектор МУДО «ДЮСШ «Олимп»

Принято решением
Педагогического Совета
МУДО «ДЮСШ «Олимп»
Протокол № 1 от 31.08.2021 г.

Д.М. Сидоров
5/3 от 31.08.2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФУТБОЛУ
ДЛЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ
ШЕСТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
на 2021-2022 учебный год

Разработал:
Директор Д.М. Сидоров

г. Качканар
2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА........................................................................................................... 3
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ........................................................................................................ 4
1.1. Предметная область «Теоретические основы физической культуры и спорта»:.................. 4
1.2. Предметная область «Общая физическая подготовка»............................................................. 4
1.3. Предметная область «Вид спорта»................................................................................................6
1.4. Предметная область «Различные виды спорта и подвижные игры»....................................... 8
1.5. Предметная область «Специальные навыки».............................................................................. 9
1.6. Планируемые результаты освоения Программы....................................................................... 10
1.7. Календарный учебный график....................................................................................................11
1.8 Восстановительные мероприятия и медицинское обследование...........................................14
2. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ........................................................................................................................................ 16
3. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ (ПОРЯДОК И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ) И ЗАЧЁТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.............................................................................. 18
4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА...................................................................................................... 19
5. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ...............................................................................................20

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Футбол - командная игра, но на начальных этапах многолетней подготовки
командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение технике
игровых действий и развитие координационных способностей юных футболистов. В
футболе будущего особенно востребованными окажутся игроки, индивидуальное
техническое мастерство которых позволит им эффективно контролировать мяч в
насыщенных соперниками зонах поля.
Футбол - это игра со своими законами и правилами. Кроме того, в футболе действуют
общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, свойственные всем видам
спорта. И поэтому тренировочный процесс должен быть построен на основе этих
закономерностей и принципов. Например, закономерности освоения техники игровых
приемов. Одна из них заключается в том, что в основе эффективной техники лежит хорошая
внутримышечная и межмышечная координация. Такая координация развивается и
совершенствуется при многократном повторении одного и того же технического приема
вначале в стандартных, а потом и в самых разнообразных условиях.
В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за
несколько часов игры в течение дня с разными соперниками мальчик сотни раз повторял
основные технические элементы футбола: прием и передачи мяча, обводку соперников,
удары с разных дистанций по воротам. Не было больших перерывов между действиями, и в
процессе ежедневных игр мышцы мальчика «учились» координировать эти действия.
Рабочая программа (Далее - Программа) составлена на основе следующих нормативных
документов:
- Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. №
27Э-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 г. N1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам";
- Дополнительной
предпрофессиональной программой
в области физической
культуры и спорта «Футбол» МУДО «ДЮСШ «Олимп»;
- Уставом учреждения;
- Федеральным Законом Российской Федерации «О Физической культуре и спорте в
Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-Ф3;

-

-

-

-

Цели:
обеспечение доступности получения качественного дополнительного образования в
области физической культуры и спорта, достижение планируемых результатов
освоения дополнительной предпрофессиональной программы всеми обучающимися;
выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
профессиональная ориентация обучающихся, создание и обеспечение необходимых
условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого
труда обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных требований.
Задачи:
общая и специальная физическая, техническая, тактическая и психологическая
подготовка;
3

-

стабильность демонстрации спортивных результатов на официальных спортивных
соревнованиях;
формирование спортивной мотивации;
укрепление здоровья спортсменов.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.1. Предметная область «Теоретические основы физической культуры и спорта»:
1.
Физическая культура важное средство физического развития и укрепления
здоровья.
Понятие « физическая культура». Физическая культура как составная часть общей
культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан РФ в их
подготовке к труду и защите Родины. Формы физической культуры (ФК). ФК в системе
образования, во внеклассной и внешкольной работе. Роль ФК в воспитании трудолюбия,
организованности, воли и жизненно важных умений и навыков.
2.
Развитие футбола в России и за рубежом.
Возникновение футбола. Появление футбола в России и за рубежом. Значение
российской школы футбола для развития международного футбола.
Участие российских футболистов в розыгрыше первенства Мира, международных
турнирах с зарубежными командами. Международное спортивное движение. Олимпийские
игры.
Развитие массового детского и юношеского футбола «Кожаный мяч» его история и
значение для развития российского футбола. Основные соревнования, проводимые для
подростков и юношей по футболу. Международные соревнования для юношей.
Лучшие российские команды, тренеры, игроки.
3.
Знание основ законодательства в области физической культуры и спорта.
Роль и место законодательства о физической культуре и спорте в правовом поле
Российской Федерации. Нормативно-правовая база физической культуры и спорта
Российской Федерации. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Предпосылки и история возникновения физкультурно-спортивного права.
4.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Общие понятия о гигиене. Личная и общественная гигиена. Режим дня.
Гигиенические основы режима труда, учебы отдыха, занятий спортом. Значение режима для
юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий футболу.
Гигиенические требования к личному снаряжению футболистов, спортивной одежде и
обуви.
Закаливание
и
его
сущность.
Значение
закаливания
для
повышения
работоспособности человека, увеличение сопротивляемости организма к различным
неблагоприятным воздействиям и простудным заболеваниям.
Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) для
закаливания организма.
Питание и его значение. Понятие об энергетических затратах при занятиях спортом.
Понятие о калорийности и усвояемости пищи.
5.
Знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни,
здорового питания
Здоровый образ жизни и его составляющие. Режим дня и здоровье человека.
Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности и
закаливания организма на здоровье человека.

1.2. Предметная область «Общая физическая подготовка»
В тренировочный процесс включаются общефизические упражнения для шеи,
4

постепенно переходя к плечевому поясу, предплечьям, кистям, туловищу, тазовому поясу и
ногам, затем для развития быстроты, ловкости, прыгучести.
Начинать упражнения следует с шеи, постепенно переходя к плечевому поясу,
предплечьям, кистям, туловищу, тазовому поясу и ногам, повторяя каждое упражнение по
10-15 раз.
Упражнения для шеи - повороты и вращения шеи в разные стороны; преодоление
сопротивления рук при наклонах шеи вперед-назад, влево-вправо и др.
Упражнения для рук и плечевого пояса - одновременные, попеременные и
последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание,
разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые и круговые движения); сгибание
рук в упоре лежа и др.
Упражнения для туловища - упражнения для формирования правильной осанки;
наклоны вперед, назад и в стороны с различными положениями и движениями рук;
пружинящие наклоны; круговые движения туловища; прогибания лежа лицом вниз с
различными положениями и движениями рук и ног; переходы из упора лежа в упор лежа
боком; поднимание и опускание туловища из положений лежа и сидя; поочередное и
одновременное поднимание и опускание прямых ног лежа на спине и др.
Упражнения для ног - различные движения прямыми и согнутыми ногами;
приседания на двух и одной ноге; маховые движения ногами вперед, в стороны, назад;
поочередные выпады вперед правой/левой ногой с дополнительными пружинящими
движениями туловища вниз-вверх; прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении;
ходьба и бег на носках и пятках, высоко поднимая бедра или захлестывая голени и др.
Упражнения для развития силы можно применять с 8 - 9 лет. Развивать силу в этом
возрасте рекомендуется упражнениями с использованием собственного веса (приседания,
отжимания) или упражнениями с сопротивлением партнера (противодействие в парах,
перетягивание и т. д.), а также с отягощениями. Прирост мышечной силы зависит от
методов, ее развития: величины отягощений, количества повторений. Упражнения не
должны быть длительными и не должны вызывать чрезмерное напряжение. Для
непредельных отягощений в упражнениях применяют набивные мячи, гантели, штанги,
гимнастические палки и другие грузы.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса:
подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление
веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату,
шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения
со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами.
Упражнения на тренажере типа «геркулес». Ходьба «гуськом», прыжки «кролем».
Приседания на одной ноге - «пистолет». Имитация ударов руками и ногами с
дополнительным отягощением и резиновым жгутом. Удары молотками попеременно левой и
правой рукой по автопокрышке. Отжимания из различных положений в упоре лежа.
Упражнение «складной нож». Подтягивание на перекладине разным хватом. Подъем силой.
Подъем переворотом. Различные подскоки на одной и двух ногах. Прыжки через
препятствия. Толкание ядра, набивных мячей одной рукой и двумя руками. Также
используются и изометрические упражнения: толкание стены кулаками в нападающей
стойке. Имитация мышечного напряжения в финальной и промежуточной фазе.
Упражнения для развития быстроты (упражнения скоростного характера, которые
выполняются в комплексе с другими движениями): повторный бег по дистанции от 30 до
100м со старта и с ходу с максимальной скоростью; бег по наклонной плоскости вниз; бег за
лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен); бег с гандикапом с задачей догнать
партнера; рывки по сигналу; ход от брошенного мяча. Скоростное выполнение
передвижений (шаги, выпады и т.д.). Выполнение ударов руками и ногами с максимальной
скоростью (в воздух, на снарядах), выполнение фиксированных серий ударов в прыжках
вверх, на месте с концентрацией усилия в одном из них. Передвижения в различных стойках
вперед-назад на два, три или четыре шага. Последовательное нанесение серий ударов по 10
5

ударов руками или ногами с последующим 20-секундным отдыхом. Это упражнение
выполняется в разных вариациях в течение 3 минут.
Скоростное выполнение изученных бросков в течение 30 сек.
Упражнения для развития выносливости: применяют специальные и специально
подготовительные упражнения в различных режимах мышечной деятельности.
Бег равномерный и переменный на 500,800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек
до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин. до 1 ч.
(для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с
подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные
игры на время: баскетбол (для мальчиков и девочек).
Легкоатлетические упражнения: в беге; прыжках и метаниях. Бег: 20, 30, 60м,
повторный бег - два-три отрезка по 20-30м. бег с низкого старта 30м. эстафетный бег с
этапами до 30м. бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (набивные мячи,
условные окопы, количество препятствий от 3 до 5). Бег или кросс - 300м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; в длину
с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность.
Спортивные и подвижные игры: мини-волейбол, мини-баскетбол и др. «Гонка мячей»,
«Салки» («Пятнашки»), «Невод», Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с
прыжками», «Мяч среднему» и др.
Для развития ловкости используются всевозможные физические упражнения,
подвижные игры, требующие быстрых переходов от одного двигательного действия к
другому и взаимодействия с играющими, упражнения в технике и тактике игры в различных
изменяющихся ситуациях. Особое значение для развития ловкости имеют гимнастические и
акробатические упражнения, требующие решения координационных и пространственных
задач, развивающие навык всевозможных приземлений. Разнонаправленные движения рук и
ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в
стороны, назад. Различные прыжки, метания, упражнения со скакалками, различные
эстафеты, подвижные и спортивные игры, элементы акробатики.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой
амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведение
ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной
вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов
(вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и
круги. Упражнения на гимнастическом стенде, гимнастической скамейке. Из глубокого седа
максимально длинные выпады в одну и другую сторону. Использование метода
многократного растягивания: этот метод основан на свойстве мышц растягиваться
значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным
увеличением размаха движения. Комплекс динамических упражнений на гибкость у стены и
в парах. Выполнение статических упражнений на гибкость (на основе асан хатха-йоги).
1.3. Предметная область «Вид спорта»
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техническая подготовка
Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов.
Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом - рациональность и
быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ
кинограмм выполнения технических приемов в исполнении лучших футболистов России.
Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъема по
неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъемом по прыгающему и летящему мячу. Удары
носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по
крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве. Удары
6

на точность и дальность.
Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места
и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным
сопротивлением. Удары на точность.
Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы
катящегося и опускающегося мяча с поворотом на лево и на право. Остановка грудью
летящего мяча с поворотом в сторону. Остановка мяча изученными способами, находясь в
движении, с последующим ведением или передачей мяча. Остановка с переводом в стороны,
подготавливая мяч для дальнейших действий и закрывая его от соперника.
Ведение мяча. Ведение серединой подъема и носком. Ведение мяча всеми
изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и
противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.
Ведение мяча между стоек, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку
мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад неожиданным рывком вперед уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой от себя - рывком
с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнеру,
который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая соперника
(«скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные
движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определенные действия мячом. Отбор
в подкате - выбивая и останавливая мяч ногой.
Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения
параллельного расположения ступней ног. Вбрасывание на точность и дальность.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в
сторону скрестным, приставным шагом, скачками.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и
живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего мяча без падения и с
падением. Ловля высоко летящего мяча без прыжка и в прыжке с места и разбега.
Ловля опускающегося мяча.
Ловля летящего в сторону мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на
ноги после падения.
Отбивание (в сторону за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей,
летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями
(двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу.
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой с земли и с рук.
Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения
параллельного расположения ступней ног. Вбрасывание на точность и дальность.
Тактическая подготовка
Характеристика игровых действий футболистов при расстановке по схеме 1-4-4-2 .
Тактика игры в нападении: атака широким фронтом, изменение направлени атаки,
атакующие действия (комбинации) флангом и по центру, выход футболиста для
завершающего удара по воротам. Тактика игры в защите: создание численного преимущества
в обороне, взаимостраховка.
Установка на игру: тактический план предстоящей игры, задания отдельным звеньям и
игрокам. Разбор проведенной игры: выполнение намеченного тактического плана игры,
удачно проведенные тактическое комбиниции, недостатки в игре, оценка.
Тактика нападения.
Индивидуальные действия. Уметь маневрировать на поле: «открываться» для
приема мяча, отвлекать соперника, создавать численное преимущество на отдельном участке
7

поля за счет скоростного маневрирования по фронту и подключения из глубины обороны.
Уметь из нескольких возможных решений данной игровой ситуации выбрать наиболее
правильное и рационально использовать изученные технические приемы.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных
ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления,
траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, выбор способа и направления
ведения. Применение различных способов обводки в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и
своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар. Комбинация
«игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Правильно выбрать позицию по отношению опекаемого
игрока и противодействовать получению им мяча. Выбор момента и способа действия для
перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным
способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие
игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных
ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру
открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при стандартных положениях,
руководить игрой партнеров по обороне; вводя мяч в игру, организовать атаку.
1.4. Предметная область «Различные виды спорта и подвижные игры»
Бег - один из распространенных и доступнейших видов физических упражнений служит прекрасным средством развития быстроты, силы и других важных качеств. Вовлекая
в работу многие мышечные группы, бег вызывает усиление деятельности сердечно­
сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом, представляет возможность,
варьируя различными дистанциями, добиваться более высоких уровней быстроты и
выносливости. Бег с места, ускорения с ходу по травянистым склонам вниз, вверх или
траверсами и по песчаному грунту. Бесконечное разнообразие беговых упражнений делает
бег одним из основных средств ОФП
Прыжки и подскоки совершенствуют координацию движений, функции
вестибулярного аппарата, улучшают ориентировку в пространстве.
Гимнастика успешно развивает координацию движений, силу, ловкость и быстроту.
Упражнения на кольцах и перекладине требуют смелости и решительности. Прыжки через
различные гимнастические снаряды позволяют в короткое время полета прочувствовать
положение отдельных частей тела в безопорном положении. Батут и акробатика - отличные
разновидности гимнастики для горнолыжника, развивающие координацию, вестибулярный
аппарат, устойчивость, силу.
Спортивные игры - разнообразные и быстрые действия в условиях постоянно
меняющейся обстановки -развивают быстроту, ловкость, выносливость и тактическое
мышление. Они эмоциональны, вызывают интерес у занимающихся, дают возможность
мобилизовать усилия занимающихся без особого волевого напряжения, разнообразно и
интересно проводить тренировки. В играх присутствует элемент соревнования, стремление к
победе, что, бесспорно, ценно и необходимо любому спортсмену.
Волейбол - наиболее доступная, интересная и простая игра, которую можно
рекомендовать для активного отдыха.
Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты,
ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на
формирование навыков
в коллективных действиях,
воспитание настойчивости,
решительности, инициативы и находчивости; поддержание умственной и физической
работоспособности; снятие
эмоционального напряжения напряженной учебно-боевой
деятельности.
8

Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в спортивном зале,
летом - на открытом воздухе.
Обучение приемам техники спортивных игр начинается с разучивания стоек и
способов передвижения по площадке. Затем, изучаются способы держания и ведения мяча,
способы передач, подач, ловли мяча, бросков мяча в корзину или в ворота, нападающие
удары, блоки, заслоны.
Обучение
тактическим
действиям
осуществляется
одновременно
с
совершенствованием технических приемов, в учебных двухсторонних играх, которые
вначале проводятся по упрощенным правилам (увеличение или уменьшение игроков в
командах, изменение размеров площадки, применение в некоторых случаях нестандартного
оборудования и инвентаря, предъявление пониженных требований к соблюдению правил
игры), а по мере овладения занимающимися техническими приемами и тактическими
действиями - по официальным правилам соревнований. При этом руководитель дает
обучаемым определенную установку на игру.
1.5. Предметная область «Специальные навыки»
Специальные упражнения для развития стартовой скорости.
Бег на 10-15 метров из различных стартовых положений.- сидя, бег на месте, лежа.
Ускорения на 15, 30,60 метров без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением
направления до 180 градусов. Бег боком и спиной вперед (наперегонки). Обводка стоек (на
скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам. Бег с изменением скорости.
Челночный бег. Бег с «тенью» (повторение движений партнера). Тоже с мячом. Выполнение
элементов техники в быстром темпе.
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь
достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180
градусов. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на
различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики. Кувырки вперед, назад, в стороны.
Жонглирование мячом. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек,
обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики.
Упражнения для развития ловкости вратаря.
Из стойки вратаря рывки из ворот: на перехват или отбивание высоко летящего мяча,
на прострел мяча.
Из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа - рывки на 2-3 метра с
последующей ловлей или отбиванием мяча. Упражнения в ловле теннисного мяча
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
Приседания с отягощением с последующим быстрым выпрямлением.
Подскоки и прыжки после приседа с отягощением или без отягощения.
Прыжки на одной и на двух ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То
же с отягощением.
Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью.
Беговые и прыжковые упражнения в гору, на песке.
Вбрасывание набивного и футбольного мяча на дальность.
Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку, ворота.
Удары на дальность.
Толчки плечом партнера, борьба за мяч.
Старты, старты из различных исходных положений, бег на отрезках от 10 до 50 м, эстафеты
по кругу, удары по воротам, игровые упражнения, двусторонние игры, силовые
единоборства, скоростная обводка, упражнения с догоняющим игроком
Для развития скоростно-силовых качеств, челночный бег с торможением (15 м, 30м)
с последующим быстрым стартом, скоростная обводка соперника, буксировка шин.
Упражнения развития скоростно-силовых качеств вратаря.
Из упора стоя у стены, одновременное и попеременной сгибание в лучезапястных
суставах.
9

Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.
Сжимание теннисного мяча.
Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
Упражнение в ловле набивных мячей, бросаемых двумя-тремя партнерами с разных
сторон.
Серии прыжков в стойке вратаря толчком обеих ног в стороны, то же с отягощением.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же с ведением мяча.
Переменный бег. Кроссы с переменной скоростью.
Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения: повторные
рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек, с даром по воротам, с
увеличением длины рывка.
Игровые упражнения с мячом большей интенсивности, тренировочные игры с
увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.
Для вратаря. Повторное непрерывное выполнение в течение 5-12 минут ловлей с
отбиванием мяча, ловля мяча с падением при выполнении ударов по воротам с
минимальными интервалами тремя-пятью игроками.
Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, доставая высоко подвешенный мяч
головой. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Кувырки
вперед, назад, в стороны.
Жонглирование мячом. Парные игрупповые упражнения с
ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с элементами
акробатики.
Для вратаря.
Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками, кулаком.
Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой.
Прыжки с поворотами,
перекатами. Кувырки вперед и назад.

Продолжительность этапов спортивной подготовки, наполняемость групп, минимальный
возраст учащихся для зачисления на этап базового уровня сложности
Этапы
Подготовки

Базовый уровень сложности

Период
обучения

Минималь
ная
наполняем
ость
групп
(чел.)

Шестой год

8

Минимал
Максимальн
ый
ьный возраст
количестве для зачислен
ия в группы
нный
состав
группы
(чел.)
12-13 лет
16

1.6. Планируемые результаты освоения Программы
1. В предметной области «Теоретические основы физической культуры и спорта»:
- знание истории развития спорта;
- знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе;
- знание основ законодательства в области физической культуры и спорта;
- знания, умения и навыки гигиены;
- знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни;
- знание основ здорового питания;
- формирование осознанного отношения к физкультурно-спортивной деятельности,
мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
10

2. В предметной области «Общая физическая подготовка»:
- укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее
улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды;
- повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей
организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы дальнейшей
специальной физической подготовки;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости) и их гармоничное сочетание
применительно к специфике занятий избранным видом спорта;
- формирование двигательных умений и навыков;
- освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих физических
упражнений;
- формирование социально значимых качеств личности;
- получение коммуникативных навыков, опыта работы в команде (группе);
- приобретение навыков проектной и творческой деятельности.
3. В предметной области «Вид спорта»:
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости) в соответствии со спецификой избранного
вида спорта;
- овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;
- освоение комплексов подготовительных и подводящих физических упражнений;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся
тренировочных нагрузок;
- знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном
виде спорта;
- знание требований техники безопасности при занятиях избранным спортом;
- приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях;
4. В предметной области «Различные виды спорта и подвижные игры»:
- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с правилами избранного
вида спорта и подвижных игр;
- умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других
видов спорта и подвижных игр;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении
упражнений;
5. В предметной области «Специальные навыки»:
- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для
избранного вида спорта специальными навыками;
- умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному
виду спорта;
- умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и
самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма
и возникновения несчастных случаев;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении
физических упражнений.
1.7. Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии с Федеральным Законом
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ); Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,

и

структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в
области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам; учетом
требований СанПиН.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК
Распределения учебных часов на 2021-2022 учебный год

Показатель учебной
нагрузки
Количество часов в
неделю
Общее количество
часов в год
Количество занятий
в неделю

Учебная нагрузка
Уровни сложности программы
Углубленный уровень
Базовый уровень сложности
сложности
3-4 годы
1
2
годы
5-6 годы
3-4 годы
1-2 годы
обучения
обучения
обучения
обучения обучения
6

8

10

12

14

276

368

460

552

644

3-4

3-4

4-5

4-5

5-6

1.8 Восстановительные мероприятия и медицинское обследование
методические
средства и
Предназначение
задачи
указания
мероприятия
Чередование
Педагогические:
Развитие
Восстановление
различных
видов
рациональное
физических
функционального
нагрузок,
качеств с учетом состояния организма и чередование
нагрузок
на облегчающих
специфики
работоспособности
восстановление по
тренировочном
футбола,
занятии в течение механизму
физическая
и
дня и в циклах активного отдыха,
техническая
проведение занятий
подготовки.
подготовка
Гигиенический душ в игровой форме
ежедневно,
ежедневно водные
процедуры
закаливающего
характера,
сбалансированное
питание
Перед
Упражнения
на 3 мин.
Мобилизация
тренировочным
готовности
к растяжение.
занятием,
нагрузкам, повышение Разминка. Массаж. 10-20 мин.
соревнованием
5-15 мин.
эффективности
Искусственная
тренировки, разминки, активизация мышц.
растирание
предупреждение
Психорегуляция
массажным
перенапряжений
и мобилизующей
полотенцем
с
травм. Рациональное направленности
построение
подогретым
тренировки
и
пихтовым
маслом
соответствие
ее
38-43°С 3 мин. само
объема
и
- и гетерорегуляции
интенсивности ФСО
юных спортсменов
Во
время Предупреждение
Чередование
В
процессе
тренировочного
общего,
локального тренировочных
тренировки
занятия,
переутомления,
нагрузок
по 3-8 мин.
соревнования
перенапряжения
характеру
и
интенсивности.
.

Сразу
после Восстановление
функции
тренировочного
кардиореспираторной
занятия,
соревнования
системы,
лимфоциркуляции,
тканевого обмена
через 2 - 4 часа Ускорение
после
восстановительного
тренировочного
процесса
занятия

В
середине
микроцикла,
в
соревнованиях
и
свободный от игр
день
После микроцикла,
соревнований

После макроцикла,
соревнований

Перманентно

Восстановление
работоспособности,
профилактика
перенапряжений

Восстановительный
массаж,
возбуждающий
точечный массаж в
сочетании
с
классическим
массажем
(встряхивание,
разминание).
Психорегуляция
мобилизующей
направленности
Комплекс
восстановительных
упражнений
ходьба,
дыхательные
упражнения, душ теплый/ прохладный
Локальный массаж,
массаж мышц спины
(включая
шейно­
воротниковую зону).
Душ
теплый/умеренно
холодный/теплый
Психорегуляция
реституционной
направленности
Упражнения
ОФП
восстановительной
направленности.

Общий массаж
Упражнения
ОФП
восстановительной
направленности.
Общий массаж
Психорегуляция
реституционной
направленности
Физическая
и Средства те же, что
психологическая
и после микроцикла,
в
подготовка к новому применяются
циклу
нагрузок, течение нескольких
профилактика
дней
переутомления
Обеспечение
Сбалансированное
биоритмических,
питание,
энергетических,
витаминизация,
восстановительных
щелочные
процессов
минеральные воды

Физическая
и
психологическая
подготовка к новому
циклу
тренировок,
профилактика
перенапряжений

3 мин. самогетерорегуляции

и

8-10 мин

8-10 мин.

5-10 мин.
5 мин. Само- и
гетерорегуляция

Восстановительная
тренировка
После
восстановительной
тренировки
Восстановительная
тренировка
После
восстановительной
тренировки
Самои
гетерорегуляция
Восстановительные
тренировки
ежедневно

4500-5500 ккал/день,
режим
сна,
аутогенная
саморегуляция

15

2. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

В зависимости от условий и организации тренировочных занятий, а также условий
проведения физкультурных мероприятий, подготовка обучающихся осуществляется на
основе обязательного соблюдения необходимых организационно-профилактических мер
безопасности в целях сохранения их здоровья.
Всеми участниками образовательной деятельности соблюдаются общие требования
безопасности:
1. К тренировочным занятиям по футболу допускаются лица, прошедшие
медицинский осмотр (имеется разрешение врача заниматься избранным видом спорта) и
инструктаж по технике безопасности.
2. Тренировочные занятия проводятся в спортивной одежде и спортивной обуви,
соответствующей требованиям при занятиях футболом.
3. При проведении занятий соблюдаются правила поведения, расписание
тренировочных занятий, установленные режимы занятий и отдыха. В процессе занятий
обучающиеся соблюдают правила проведения спортивной игры, ношения спортивной
одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
4. В наличии имеется медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми
медикаментами и перевязочными материалами для оказания первой доврачебной помощи.
5. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение данных требований по
технике безопасности, немедленно отстраняются от тренировочных занятий до повторного
прохождения инструктажа по технике безопасности, а со всеми обучающимися проводится
внеплановый инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Требования безопасности перед началом занятий
1. Обучающийся должен надеть спортивную форму и спортивную обувь с
нескользкой подошвой. Одежда для тренировочных занятий футболом и участия в
физкультурных мероприятиях должна соответствовать требованиям, предъявляемым к
занятиям футболом. Играть в футбол в закрытом спортивном зале в обуви с кожаной
подошвой противопоказано, так как она имеет плохое сцепление с поверхностью площадки
и возможны падения. Запрещается носить украшения (булавки, браслеты и т. п.), которые в
ходе игры могут стать причиной травмы.
2. Приступать к тренировочным занятиям можно после проверки надежности
установки и крепления спортивного оборудования, отсутствия посторонних предметов на
стадионе.
3. Тренер-преподаватель проверяет состояние футбольного поля и его соответствие
необходимым требованиям.
Требования безопасности во время тренировочных занятий
1. Проведение тренировочных занятий не допускается в отсутствие тренерапреподавателя, так как он несет персональную ответственность за обучающихся.
2. Тренировочное занятие обязательно начинается с разминки.
3. Соблюдать дисциплину.
4. Выполнять правила по избранному виду спорта (футболу).
5. Избегать столкновений, толчков и ударов.
6. При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
7. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) тренера-преподавателя.
8. Все команды на тренировке выполняются быстро (за 5 секунд), но выполнять их
нужно осторожно и аккуратно. Занимая своё место в общем строю, не толкаться, чтобы не
сбить своих товарищей с ног.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1.
При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря
тренировочное занятие прекращается и об этом сообщается тренеру-преподавателю или
администрации Учреждения. Занятия продолжаются только после устранения
неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
16

2. При получении травмы или ухудшения самочувствия обучающийся должен
прекратить занятие и поставить об этом в известность тренера-преподавателя.
3. При получении обучающимся травмы, немедленно сообщается о происшедшем
тренеру-преподавателю и администрации Учреждения, при необходимости оказывается
первая доврачебная помощь пострадавшему.
4. При возникновении пожара в спортивном зале тренировочное занятие немедленно
прекращается, обучающиеся организованно, под руководством тренера-преподавателя,
покидают место проведения занятий через запасные выходы согласно плану эвакуации.
Требования безопасности по окончании занятий
1. Обучающиеся под руководством тренера-преподавателя убирают оборудование и
спортивный инвентарь в места его хранения.
2. Организованно покидают место проведения занятий.
3. Обучающиеся переодеваются: снимают спортивную одежду и спортивную обувь и
принимают душ или моют лицо и руки с мылом.
Рекомендаиии по технике безопасности и профилактике травматизма на
занятиях по футболу.
1. Занятия по футболу проводятся на стадионах, футбольных полях, площадках,
закрытых залах по минифутболу, футзалу.
2. Все занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной
правилами игры. На занятиях обувь у всех должна быть однотипной (бутсы, кеды).
3. За порядок, дисциплину и своевременный выход на футбольное поле к началу
занятий отвечает судья, тренер-переподаватель или капитан команды.
4. Тренер-преподаватель до начала занятий проверяет состояние, готовность
футбольного поля и наличие необходимого спортивного инвентаря. Проверяет прочность
ворот, отсутствие посторонних предметов на поле. Инструктирует участников по технике
безопасности, правилам игры, безопасной технике отбора мяча и др.
5. Опоздавшие после рапорта дежурного, к занятиям не допускаются.
6. После перенесенных травм или заболеваний футболист допускается к дальнейшим
занятиям только с разрешения врача.
7. Все футболисты должны знать о профилактике спортивных травм и уметь
практически оказать первую доврачебную помощь.
8. Во время занятий на футбольном поле не должно быть посторонних лиц или
предметов, которые могут стать причиной травмы. За воротами и в 10 метрах около них не
должны находиться посторонние лица и спортсмены, занимающиеся другими видами
спорта.
9. При выполнении прыжков, случайных столкновениях и падениях, футболист
должен уметь применять самостраховку (приземление в группировке, кувырки в
группировке, перекаты).
10. Во время проведения игр, обучающиеся должны соблюдать игровую дисциплину,
не применять грубых и опасных приемов, вести игру согласно правилам соревнований.
11. В процессе соревнований необходимо строго соблюдать правила игры.
12. Проводить занятия по футболу разрешается только на полях с ровным покрытием
(без ям, канав, камней, луж), защищенных от проезжих магистралей, загазованности,
запыления.
13. Занимающиеся должны строго соблюдать дисциплину и порядок при
выполнении полученных заданий, а судьи и капитаны команд - пресекать всякие нарушения
дисциплины и правил игры.

17

3. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ (ПОРЯДОК И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ,
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ) И ЗАЧЁТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения
образовательной программы
Успешное освоение обучающимися содержания данной Программы во многом
зависит от правильного контроля за их подготовленностью. Основным методом являются
контрольные испытания и тесты (пробы), с помощью которых определяется состояние
тренированности, уровень развития физических качеств и другие показатели.
Перечень тестов и вопросов по текущему контролю, освоения теоретической
части Программы
Текущий контроль представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения в освоении Программы. Текущая оценка может быть формирующей, т.е.
поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, и диагностической,
способствующей выявлению и осознанию педагогом и обучающимся существующих
проблем в обучении.
Текущий контроль освоения Программы сопровождается тестированием
обучающихся (выполнение контрольных нормативов) и собеседованием {нормативы
представлены ниже в таблице)
Вопросы для текущего контроля теоретических знаний
1. Понятие « физическая культура».
2. Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для
укрепления здоровья, физического развития граждан РФ в их подготовке к труду и защите
Родины.
3. Возникновение и развитие футбола, как вида спорта.
4. Техника футбола.
5. Понятие о стратегии и тактике игры.
6. Роль и место законодательства о физической культуре и спорте в правовом поле
Российской Федерации.
7. Нормативно-правовая база физической культуры и спорта Российской Федерации.
Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
8. Предпосылки и история возникновения физкультурно-спортивного права.
9. Общие понятия о гигиене. Личная и общественная гигиена.
10. Режим дня. Гигиенические основы режима труда, учебы отдыха, занятий
спортом. Значение режима для юного спортсмена.
11. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий.
12. Гигиенические требования к личному снаряжению спортсменов, спортивной
одежде и обуви.
13. Закаливание и его сущность.
14. Значение закаливания для повышения работоспособности человека, увеличение
сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям и простудным
заболеваниям.
15. Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) для
закаливания организма.
16. Питание и его значение. Понятие об энергетических затратах при занятиях
спортом. Понятие о калорийности и усвояемости пищи.
17. Влияние двигательной активности и закаливания организма на здоровье
человека.

18

Методические указания по организации промежуточной (по итогам каждого года
обучения)
Освоение Программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы (03-273 «Об
образовании в РФ»), сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся,
проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном МУДО
«ДЮСШ «Олимп». Сроки проведения определяются календарным учебным графиком
МУДО «ДЮСШ «Олимп».
Промежуточная аттестация проводится в форме сдачи контрольных испытаний
(упражнений).

Контрольные нормативы для текущего контроля и промежуточной аттестации
Возраст

БУ 6

Бег 30 м
(сек.)

5,1

Бег 30 м
с
ведением
(сек.)
6,8

Прыжок
в длину с
места
(см)
180

Аут изза
головы
(м)
14

Удар на
дальность
лев./прав.
(м)
55

Жонглир
ование

20

Ведение,
обводка,
удар
(сек.)
10,0

4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В качестве основных задач и направлений воспитательной работы следует выделить:
- государственно-патриотическое воспитание;
- нравственное воспитание;
- спортивно-этическое и правовое воспитание.
Методы воспитания юных футболистов основаны на общих педагогических
положениях и в то же время отражают специфику воспитательной работы тренерапреподавателя. Они делятся на следующие группы:
- формирование нравственного сознания (нравственное просвещение);
- формирование общественного поведения;
- использование положительного примера;
- стимулирование положительных действий (поощрение);
- предупреждение и осуждение отрицательных действий (наказание).
При составлении плана воспитательной работы учитываются возрастные рамки
развития детей и подростков.
Значительное место в воспитательной работе отводится соревнованиям, где особенно
ярко проявляются личностные качества спортсмена.
Формы организации воспитательной работы:
- собрания, беседы с обучающимися;
- информация о спортивных событиях в стране и в мире;
- встречи с интересными людьми, ветеранами спорта;
- взаимодействие с общеобразовательными организациями;
- культурно-массовые мероприятия;
- эстетическое оформление помещения ДЮСШ, постоянное обновление стендов;
- поддержание традиций таких как: торжественный прием новых спортсменов в
ДЮСШ, выпускные вечера, празднования знаменательных дат и пр.
Специфика воспитательной работы в ДЮСШ состоит в том, что тренерпреподаватель может проводить её во время тренировочных занятий.

19

Перспективный план воспитательных мероприятий
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование мероприятия
Инструктажи по охране труда с
учащимися, правилам безопасности
Родительские собрания

Сроки
В течение
учебного года
Сентябрь-октябрь

Поздравления тренеровпреподавателей к «Дню Учителя»
Турнир памяти выпускника школы
Дмитриенко Констанина
Турнир посвященный «Дню
защитника Отечества»
Турнир среди общеобразовательных
школ
Встречи с выпускниками школы

октябрь

Досуговые мероприятия в летнемоздоровительном лагере (по
отдельному плану)

Ответственный
Тренеры-преподаватели
Директор, Тренерыпреподаватели
Тренеры-преподаватели

Февраль

Директор, Тренерыпреподаватели
Т ренеры-преподаватели

Март-апрель

Тренеры-преподаватели

В течение года

Директор, Тренерыпреподаватели
Тренеры-преподаватели

декабрь

июнь

5. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ
Оборудование и спортивный инвентарь используемый в тренировочном процессе: ворота
футбольные, мячи футбольные и мини-футбольные, конусы и фишки для обводки, насос
для накачивания мячей, манишки, баул для мячей.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».