МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ПО ФУТБОЛУ «ОЛИМП» Принято решением Педагогического Совета МУДО «ДЮСШ «Олимп» Протокол № 1 от 31.08.2021 г. утверждаю: «ДЮСШ «Олимп» Д.М. Сидоров от 31.08.2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФУТБОЛУ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА на 2021-2022 учебный год Разработал: Директор Д.М. Сидоров г. Качканар 2021 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ............................................................. 3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА......................................................................................................................... 3 ПРАКТИКА............................................................................................................................................... 4 ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА......................................................4 2 ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ СО. Теоретическая подготовка ОФП СФП Техническая подготовка Тактическая подготовка Интегральная подготовка Участие в соревнованиях (играх) Восстановительные мероприятия Инструк. И судейская практика Медицинское обследование Итоговая и промежуточная аттестация Всего часов сен окт нояб дек янв фев март апр май июнь июль 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 5 5 5 3 4 5 5 6 5 2 2 3 3 2 3 3 3 3 3 3 2 2 9 9 9 7 7 9 9 8 9 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 1 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 26 27 21 23 26 25 25 25 14 2 2 14 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Продолжительность занятий: 3 раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов на учебный год по теории и практике составляет 252 часа. Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. В спортивно оздоровительной группе решаются определенные задачи: - Укрепить здоровье и закалить организм; - привить интерес к систематическим занятиям футбола; - обеспечить всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; - овладеть техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; - освоить процесс игры в соответствии с правилами футбола; - изучать элементарные теоретические сведения о личной гигиене, истории развития футбола, технике и тактике, правил игры в футбол. 1. Физическая культура и спорт в России. Организация массового физкультурного движения в России. Международное спортивное движение. Олимпийские игры. Участие российских спортсменов в Олимпийских играх, Чемпионатах Европ и Мира. 3 2. Физическая культура и спорт в России. Современный футбол и пути дальнейшего развития. ФИФА и УЕФА. Сборная команда России и результаты ее участия в международных соревнованиях. 3. Врачебный контроль. Переутомление и его признаки. Меры предупреждения переутомления. Влияние физических упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. 4. Правила игры, организация и проведение соревнований по футболу. Детальное изучение правил игры и пояснений к ним. Руководство игрой. Взаимодействие судьи с судьями на линии. Сигнализация флагом при различных нарушениях. Подготовка судьи к соревнованиям. Оформление протокола игры. Системы розыгрыша. Положение о соревнованиях. Работа судейской коллегии, обслуживающей соревнования. 5. Основы методики обучения и тренировки. Инструкторская практика. Основные принципы спортивной тренировки. Методы обучения: объяснение (рассказ), показ упражнения (технического или тактического приема), разучивание (повторение упражнения, анализ выполненных движений). Методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости. Тренировка - основная форма проведения кружковой работы. Организация тренировки (занятия). Разминка. Ее значение и содержание, дозировка упражнений. Содержание основной части тренировки (занятия), чередование упражнений, дозировка. Понятие о нагрузке в тренировке (занятий): объем упражнений, интенсивность выполнения упражнений. Заключительная часть тренировки. Индивидуальная, групповая и командная тренировка. ПРАКТИКА Умение подавать строевые команды, правильно объяснять и показывать упражнения для разминки основной и заключительной части тренировки, помощь тренеру при проведении тренировки, самостоятельное проведение тренировки с группой. Обучение технике игры в футбол является наиболее сложным и трудоемким процессом, поэтому на наго отводится программой большая часть времени. Для эффективности обучения техническим приемам игры необходимо широко использовать учебное оборудование: отражающие стенки, стойки для обводки, переносные мишени, подвесные мячи, переносные ворота. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Общеразвивающие упражнения без предметов: - упражнения для рук и плечевого пояса из различных исходным положений, во время ходьбы и бега; - в упоре лежа - отталкивание, передвижения; - различные движения туловища и рук в положениях широкого выпада, сидя, лежа; - движения ног с большой амплитудой махового характера; - различные прыжки на месте с поворотом на 360°С, подтягивая колени к плечам, выполняя махи ногой; - упражнения на растягивание; - упражнения с предметами, скакалками, набивными мячами. 4 Упражнения с сопротивлением: - упражнения в парах; - игры с элементами сопротивления. Акробатические упражнения: - кувырок прыжком через препятствие; - кувырок вперед из стойки на руках; - переворот в сторону с разбега; - кувырок назад через стойку на руках. Легкоатлетические упражнения: - бег 60-100м на скорость; - повторный бег 7x60м, 5x80м, 4x100м; - медленный бег до ЗОмин.; - бег по пересеченной местности до 2500м; - прыжки в длину, высоту, тройной прыжок с места; - толкание ядра. Подвижные игры: - игры с элементами сопротивления: перетягивание каната, «кто сильнее»; - игры с преодолением препятствий, переноской тяжестей, прыжками. Спортивные игры: - баскетбол; - ручной мяч по упрощенным правилам. Специальные упражнения для развития быстроты: - повторное пробегание коротких отрезков (10-3 0м) из различных стартовых положений и в различных направлениях; - бег по уклону: вверх и вниз; - челночный бег 2x10м, 4x10м.; - ведение мяча - рывок с мячом - остановка - рывок с мячом в другом направлении; - изменение способов бега (быстрый переход от обычного бега на бег спиной назад и наоборот). Упражнения для развития ловкости: - кувырок вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо; - ведение мяча головой; - ведение мяча ногами, не опуская его на землю. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: - подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с отягощением; - прыжки на одной и двух ногах с продвижением, с преодолением препятствий; - эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей; - удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность; - толчки плечом партнера. Упражнения для развития выносливости: - игровые упражнения с мячом большой интенсивности; - двухсторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью времени, а также, когда одна или две команды играют в уменьшенном по численности составе. 5 1. Техническая подготовка. Практические занятия: Удары по мячу ногой: - удары по катящемуся и летящему мячу различными способами с поворотом на 180С° и в прыжке; - удары внутренней и внешней частью подъема; - откидка мяча внешней частью подъема при ведении; - удары на точность, силу и дальность. Удары по мячу головой: - серединой и боковой частью лба в прыжке, с поворотом; - на точность и дальность. О становка мяча: - изученными способами с поворотом на 180С°, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий; - остановка опускающего мяча бедром. Ведение мяча: - совершенствование всех способов ведения, увеличивая скорость движения, выполняя обводку и рывки. Обманные движения: - обучение финтам; - при ведении наклонить туловище влево, сделать широкий шаг левой ногой и показать, что хочешь с мячом уйти влево - неожиданно рывком уйти вправо, захватить мяч внешней стороной стопы правой ноги; - показать желание овладеть мячом, катящемся навстречу или сбоку - неожиданно пропустить мяч между ног, повернуться и уйти рывком в сторону движения мяча. Вбрасывание мяча: - изученными способами с разбега; - на точность и дальность. Техника игры вратаря: - отбивание мяча кулаком в прыжке на выходе из ворот; - действие вратаря против вышедшего на ворота с мячом соперника - выход из ворот на сближение с соперником, бросок в ноги, повторный бросок на мяч; - совершенствование броска мяча рукой и выбивание мяча ногой с земли и с рук на точность и дальность. 2. Тактическая подготовка Характеристика игровых действий футболистов при расстановке 1-4-4-2. Т актика игры в нападении: - атака широким фронтом; - изменение направления атаки; - атакующие действия флангом и по центру; - выход футболиста для завершающего удара по воротам. Тактика игры в защите: - создание численного преимущества в обороне; - взаимостраховка; 6 - установка на игру: тактический план предстоящей игры, задания отдельным звеньям и игрокам; - разбор проеденной игры: выполнение намеченного тактического плана игры, удачное проведение тактических комбинаций, недостатки в игре, оценка. Практические занятия. В нападении и защите, играя по избранной тактической системе в составе команды, уметь выполнять основные обязанности на своем игровом месте. Тактика нападения 1. Индивидуальные действия: - умение маневрировать на поле: «открываться» для приема мяча, отвлекать соперника, создавать численное преимущество на отдельном участке поля за счет скоростного маневрирования по фронту и подключения из глубины обороны; - умение из нескольких возможных решений данной игровой ситуации выбрать наиболее правильное и рационально использовать изученные технические приемы. 2. Групповые действия: - умение взаимодействовать с партнерами при организации атаки с использованием различных передач: на ход, в ноги, коротких, средних, длинных, продольных, поперечных, диагональных, низом, верхом; - игра в одно касание; - изменение фланга атаки путем точной длинной передачи на свободный от игроков соперника фланг; - правильное взаимодействие на последней стадии развития атаки вблизи ворот противника; - совершенствование игровых и стандартных комбинаций. 3. Командные действия: - организация быстрого и постепенного нападения по избранной тактической системе; - умение взаимодействовать с партнерами при разном числе нападающих, внутри линии и между линиями. Тактика защиты 1. Индивидуальные действия: - совершенствование «закрывание», «перехват» и отбор мяча. 2. Групповые действия: - совершенствование правильного выбора позиции и страховки при организации противодействия атакующим комбинациям; - создание численного превосходства в обороне; - умение взаимодействовать при создании искусственного положения «вне игры». 3. Командные действия: - умение организовать оборону против быстрого и постепенного нападения и с использованием персональной, зонной и комбинированной защиты; - умение быстро перестраиваться от обороны к началу и развитию атаки. Тактика вратаря: - выбор места (в штрафной площади) при ловле мяча на выходе и на перехвате; 7 - точное определение момента для выхода из ворот и отбора мяча в ногах; - руководство игрой партнеров по обороне; - вводя мяч в игру, организовать атаку; - учебные и тренировочные игры; - совершенствование командных действий при игре по избранной тактической системе.